8f5d3447     

Стругацкий Борис - Комментарии К Фантастической Повести 'улитка На Склоне'



Борис Стругацкий
Комментарии к фантастической повести "Улитка на склоне"
Выступление и беседа в Красной гостиной ленинградского Дома
писателя им. В. В. Маяковского
13 апреля 1987 года
Может возникнуть вопрос, почему я взял именно "Улитку...". Ну,
во-первых, "Улитка..." - это повесть необычная для нас, стоящая
особняком. Повесть, которая явилась определенным тупиком,
повесть, повторить которую оказалось невозможным и которая,
вероятно, не нуждается в повторении. В этом смысле она
необычна. Во-вторых, "Улитка..." - повесть, необычная по
методике ее написания. Вообще говоря, всякий человек, который
написал в своей жизни хотя бы двадцать авторских листов, знает,
что существует всего две методики написания фантастических
романов. Методика номер один - это работа от концепции. Вы
берете откуда-то, высасываете из пальца, эвристически подходите
к какой-то концепции, к какой-то теореме, к некоей
формулировке, которая касается свойств общества, мира,
Вселенной, а затем создаете ситуацию, которая наилучшим образом
демонстрирует эту самую концепцию. Второй путь, сами понимаете,
обратный. Вы отталкиваетесь от ситуации, которая почему-то
поражает ваше воображение, и, исходя из этой ситуации, создаете
мир, одной из граней коего обязательно будет определенная
концепция. Если ситуация интересная, полная, захватывает
большие куски мира, то рано или поздно откуда-то выделится
концепция и станет если не стержнем вещи, то во всяком случае,
значительной, важной его частью.
Ну, чтобы не говорить голословно... Характерный пример повести,
которая возникла из ситуации, это - "Далекая Радуга". Вот
возникла совершенно не новая, заметьте, очень старая ситуация -
катастрофа, да, человечество гибнет, то есть, маленькая часть
человечества, но гибнет целиком - как ведут себя люди в этой
ситуации? Сама по себе ситуация породила все остальное: там
появились потом концепции, связанные со свойствами
коммунистического общества, там... появились, ну... образы,
появились люди, появились приключения, все что угодно. Возникло
все. Из ситуации. Второй пример, противоположного типа - это,
скажем, "Хищные вещи века". Там все возникло из концепции, из
представления о том тупике, в который попадет человеческое
общество, если оно будет развиваться по тому пути, по которому
оно развивается сейчас. Если мы не научимся делать так, чтобы
большинство, пусть не все, но хотя бы большинство людей
находили счастье в удовлетворении духовных потребностей, то мы
влезем вот в тот тупик, который, в конце концов, был описан
нами в "Хищных вещах века". Началось все с концепции, с
определенного представления о ходе человеческого развития, и на
базе этой концепции была построена ситуация, целый мир, люди,
детектив, все что угодно.
Хотя мне кажется, что у_п_р_а_в_л_я_т_ь методикой нельзя.
Нельзя поставить задачу: вот теперь напишу-ка я концептуальную
повесть и придумаю-ка я концепцию. Нельзя придумать концепцию,
она приходит откуда-то, из разговоров и споров, из книг - она
откуда-то приходит, и тогда, если она возникла, если она
содержательна, вы рождаете из нее ситуацию. То же самое - с
ситуацией...
"Улитка на склоне" в этом плане тоже представляет определенный
интерес. Потому, что эта повесть, если угодно, т_р_е_т_ь_е_г_о
типа. Это повесть к_р_и_з_и_с_н_а_я. Не знаю, все ли
присутствующие знакомы с таким, достаточно жутким, явлением в
жизни каждого автора - состоянием кризиса. Когда автор мечется
между концепцией и ситуацией, не понимая, что



Содержание раздела